Ледокол "Красин"

Когда я была маленькая, у меня, как и многих советстких детей, была викторина, где нужно проводочки с контактами замыкать на определенных картинках в ответ на вопрос. Правильно отвечаешь — загорается лампочка. И вот среди многих вопросов в той викторине была тема про морские корабли и ледоколы. Уже тогда мне этот раздел нравился наравне с животными, которых обычно все детя любят.

Всегда казалось, что ледокол — это что-то невероятно большое, мощное и суровое. Крошить льды — это вам не в офисе сидеть «косынку» собирать.

И вот ходила я все вокруг да около «Красина», что стоит на набережной Лейтенанта Шмидта около Горного института. Но, видимо, ждала соответствующей антуражной погоды. Полетели белые мухи — в тему и о ледоколе поговорить.





«Святогор» строили на английской верфи по проекту первого русского ледокола «Ермак», который разработал океанограф, руководитель двух кругосветных экспедиций, флотоводец, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. При чем тут «Святогор»?
Это первое имя ледокола. Сразу вспоминается русский богатырь. Очень хорошее, звучное имя. Да и портом приписки судна должен был стать порт Архангельск — святой город. Именно это и было зашифровано в имени ледокола.
Немного голых фактов. Кто понимает что к чему — может ознакомиться, кому ничего не ясно — проходите дальше, смотрите картинки.

До перестройки в середине 20 века ледокол выглядел вот так.



Технические данные:

  • Длина наибольшая – 98,5 м.

  • Ширина наибольшая – 21,6 м.

  • Осадка при максимальном водоизмещении – 9,1 м.

  • Водоизмещение при полной загрузке углем – 10 620 тонн

  • Главная энергетическая установка – паросиловая на твердом топливе.

  • Мощность  9 950 л.с.

  • Скорость – 15 узлов.

31 марта 1917 года на борту был поднят Андреевский флаг и ледокол отправился в порт приписки.
А уже чуть больше чем через год его затопили около Архангельска, чтобы не дать англичанам зайти в город. Да затопили неудачно. Корпус высоко выходил из воды. Англичане быстренько закрыли кингстоны, откачали воду и подняли судно. Временное правительство отдало им новейший ледокол без каких-либо документов. (А я всегда считала, что революцию делали люди либо недалекие, либо западные засланцы. Увы, но разбазаривать флот умели еще давно). И с 1920 года ледокол ходил под английским флагом.

Что интересно, уже в том же году Временное правительство взяло ледокол у англичан в аренду. В русской Арктике был зажат льдами другой отечественный ледокол «Соловей Будумирович» и «Святогор» под руководством Отто Свердрупа (великолепный полярный капитан, командовавший в свое время Фрамом) блестяще провел спасательную операцию. Свердрупа, как впрочем и норвежских исследователей полюсов Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, я очень уважаю. И мне было невероятно приятно узнать, что он какое-то время был капитаном на нашем ледоколе. И вот восхищаюсь я такими людьми, кто настоящий профессионал, и кто в море делает невероятные вещи.

Но вернемся к нашему ледоколу. В ходе переговоров в 1921 году, благодаря усилиям дипломата Леонида Борисовича Красина, судно вернулась в Россию, и с 1927 года стало носить имя дипломата. Там с возвращением ледокола не все так просто. Конечно же англичане за просто так судно не отдали. Россия выплатила огромную сумму за право обладать самым современным и даже опережающим время арктическим судном.



Ледокол успешно участвовал в спасательных операциях. Сначала это была экспедиция Умберто Нобиле, которая на дирижабле «Италия» изучала северные просторы Земли и потерпела катастрофу. Потом «Красин» помогал участников экспедиции затертого во льдах парохода «Челюскин», выводил его из Карского моря. А когда судно второй раз было зажато льдами «Красин» уже не успел. Экспедицию, как мы помним, спасали летчики. Неоднократно ледокол водил суда по СевМор пути из Архангельска в порт Тикси. Доставлял исследовательские арктические экспедиции. А потом был приписан к порту Владивосток. Там-то и находился он, когда началась Вторая мировая война.

По договоренности с союзниками, «Красин» должен был сопровождать полярные конвои, и ушел в американский Балтимор, где его вооружили. Дальше был путь через Атлантику в Исландию, а затем в Мурманск. В составе полярного конвоя PQ 15 (Не путать с несчастным PQ-17) ледокол невредимым пришел в порт назначения.

Было много интересного в истории ледокола. Ходил он как научно-исследовательское судно в высоких широтах. А с 1992 года стал музеем.





Для чего стоит сходить на «Красин»:

Чтобы прочувствовать дух романтики освоения полярных регионов.





Чтобы познакомиться с историями жизни отважных людей и их личными вещами.



Чтобы посмотреть на радиоприемник Эрнста Кренкеля – одного из первых полярников дрейфующей советской станции «Северный полюс»



Чтобы побродить по помещениям и представить, как тут жили исследователи, полярники, моряки.





Чтобы посмотреть на приборы и узнать, как ведется управление судном.







Чтобы подняться в рубку и постоять за штурвалом вглядываясь вдаль, смотреть на приборы и выбирать максимально рациональный маршрут среди льдов…





А еще здесь проходят выставки, тематические лекции и морские-полярные мероприятия.

И еще немного фотографий.









Красин живой и дышит, в отличие от безмолвной «Авроры». Здесь есть капитан, есть экипаж, который находится на посту, согласно судовому расписанию. И, кажется, в любой момент ледокол может выйти в море и начать прокладывать во льдах дорогу.
Действительно, для меня прогулка по «Красину» исполнение какой-то детской мечты о больших экспедициях, полярных исследованиях. Чуть-чуть только прикоснлась к истории изучения Арктики, а столько эмоций.



Каждый может лично посетить ледокол «Красин» — филиал Музея Мирового океана, согласно расписанию на сайте.
Каждый старше 14 лет может попасть в машинное отделение, по предварительной записи и в оговоренное время.





На борту ледокола "Красин" побывала oksa_sun и подготовила репортаж специально для коллективного петербургского блога velkoldin.

Расскажите о ледоколе и музее своим друзьям.


Заслуженный корабль...
Спасибо за интересный рассказ.
Почему англичане были враждебно настроены к нам в то время?
Я по истории ничего такого не помню
Супер. Что-то знаешь, забываешь, и вот теперь - полная картина. Одно непонятно -кто и когда его модернизировал? англичане?
В начале войны поставили пушки в американском Балтиморе.
В 1956-1960 его перестроили в ГДР в том виде, в каком сейчас находится.
Ну - как будто сам лично побывал :-)
Так можно и лично побывать. Там значительно интереснее, чем здесь)
Да все никак дойти до него не могу :-))) Уже 8 лет :-)))
брр, причем тут Временное правительство?
оно закончилось в октябре 17 года

а топили не от хорошей жизни и не правительство, а местные власти, которые приняли не сильно удачное решение, но тем самым отсрочили увод ледокола на год




и тем, кто спрашивает насчет англичан- вообще-то в годы Интервенции они совершили налет не только на Архангельск, но и на Кронштадт, причем это была одна из крупных операций с торпедными катерами, и обескровленный флот отбился едва-едва

переделка ледокола выполнялась в Германии в 50ее годы
В истории советского периода не сильна, с Временным правительством не знакома...
Но так говорит официальный источник Красина.
Имелось в виду, конечно, не "то" Временное правительство, а временное Верховное правительство Северной области .
Это про первое поминание. А про второе
>>Что интересно, уже в том же году Временное правительство взяло ледокол у англичан в аренду.
-- уже советское правительство.
Вроде, при Собчаке какой-то скандал был, связанный с этим ледоколом?
Не в курсе... Продать или на металлолом хотели?
А вы поинтересуйтесь. Тоже часть истории. Что-то про приватизацию ледокола, кажется.
Крутой пост, Оксанка. Пару раз был совсем рядом с этим ледоколом.
Спасибо, Рус)
Заходи на борт) Там ооочень круто. Всем семейством сходите.
Интересный рассказ, спасибо. Морская тематика мне близка.