oksa_sun (oksa_sun) wrote in velkoldin,
oksa_sun
oksa_sun

Categories:

Ледокол "Красин"

Когда я была маленькая, у меня, как и многих советстких детей, была викторина, где нужно проводочки с контактами замыкать на определенных картинках в ответ на вопрос. Правильно отвечаешь — загорается лампочка. И вот среди многих вопросов в той викторине была тема про морские корабли и ледоколы. Уже тогда мне этот раздел нравился наравне с животными, которых обычно все детя любят.

Всегда казалось, что ледокол — это что-то невероятно большое, мощное и суровое. Крошить льды — это вам не в офисе сидеть «косынку» собирать.

И вот ходила я все вокруг да около «Красина», что стоит на набережной Лейтенанта Шмидта около Горного института. Но, видимо, ждала соответствующей антуражной погоды. Полетели белые мухи — в тему и о ледоколе поговорить.





«Святогор» строили на английской верфи по проекту первого русского ледокола «Ермак», который разработал океанограф, руководитель двух кругосветных экспедиций, флотоводец, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. При чем тут «Святогор»?
Это первое имя ледокола. Сразу вспоминается русский богатырь. Очень хорошее, звучное имя. Да и портом приписки судна должен был стать порт Архангельск — святой город. Именно это и было зашифровано в имени ледокола.
Немного голых фактов. Кто понимает что к чему — может ознакомиться, кому ничего не ясно — проходите дальше, смотрите картинки.

До перестройки в середине 20 века ледокол выглядел вот так.



Технические данные:

  • Длина наибольшая – 98,5 м.

  • Ширина наибольшая – 21,6 м.

  • Осадка при максимальном водоизмещении – 9,1 м.

  • Водоизмещение при полной загрузке углем – 10 620 тонн

  • Главная энергетическая установка – паросиловая на твердом топливе.

  • Мощность  9 950 л.с.

  • Скорость – 15 узлов.

31 марта 1917 года на борту был поднят Андреевский флаг и ледокол отправился в порт приписки.
А уже чуть больше чем через год его затопили около Архангельска, чтобы не дать англичанам зайти в город. Да затопили неудачно. Корпус высоко выходил из воды. Англичане быстренько закрыли кингстоны, откачали воду и подняли судно. Временное правительство отдало им новейший ледокол без каких-либо документов. (А я всегда считала, что революцию делали люди либо недалекие, либо западные засланцы. Увы, но разбазаривать флот умели еще давно). И с 1920 года ледокол ходил под английским флагом.

Что интересно, уже в том же году Временное правительство взяло ледокол у англичан в аренду. В русской Арктике был зажат льдами другой отечественный ледокол «Соловей Будумирович» и «Святогор» под руководством Отто Свердрупа (великолепный полярный капитан, командовавший в свое время Фрамом) блестяще провел спасательную операцию. Свердрупа, как впрочем и норвежских исследователей полюсов Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, я очень уважаю. И мне было невероятно приятно узнать, что он какое-то время был капитаном на нашем ледоколе. И вот восхищаюсь я такими людьми, кто настоящий профессионал, и кто в море делает невероятные вещи.

Но вернемся к нашему ледоколу. В ходе переговоров в 1921 году, благодаря усилиям дипломата Леонида Борисовича Красина, судно вернулась в Россию, и с 1927 года стало носить имя дипломата. Там с возвращением ледокола не все так просто. Конечно же англичане за просто так судно не отдали. Россия выплатила огромную сумму за право обладать самым современным и даже опережающим время арктическим судном.



Ледокол успешно участвовал в спасательных операциях. Сначала это была экспедиция Умберто Нобиле, которая на дирижабле «Италия» изучала северные просторы Земли и потерпела катастрофу. Потом «Красин» помогал участников экспедиции затертого во льдах парохода «Челюскин», выводил его из Карского моря. А когда судно второй раз было зажато льдами «Красин» уже не успел. Экспедицию, как мы помним, спасали летчики. Неоднократно ледокол водил суда по СевМор пути из Архангельска в порт Тикси. Доставлял исследовательские арктические экспедиции. А потом был приписан к порту Владивосток. Там-то и находился он, когда началась Вторая мировая война.

По договоренности с союзниками, «Красин» должен был сопровождать полярные конвои, и ушел в американский Балтимор, где его вооружили. Дальше был путь через Атлантику в Исландию, а затем в Мурманск. В составе полярного конвоя PQ 15 (Не путать с несчастным PQ-17) ледокол невредимым пришел в порт назначения.

Было много интересного в истории ледокола. Ходил он как научно-исследовательское судно в высоких широтах. А с 1992 года стал музеем.





Для чего стоит сходить на «Красин»:

Чтобы прочувствовать дух романтики освоения полярных регионов.





Чтобы познакомиться с историями жизни отважных людей и их личными вещами.



Чтобы посмотреть на радиоприемник Эрнста Кренкеля – одного из первых полярников дрейфующей советской станции «Северный полюс»



Чтобы побродить по помещениям и представить, как тут жили исследователи, полярники, моряки.





Чтобы посмотреть на приборы и узнать, как ведется управление судном.







Чтобы подняться в рубку и постоять за штурвалом вглядываясь вдаль, смотреть на приборы и выбирать максимально рациональный маршрут среди льдов…





А еще здесь проходят выставки, тематические лекции и морские-полярные мероприятия.

И еще немного фотографий.









Красин живой и дышит, в отличие от безмолвной «Авроры». Здесь есть капитан, есть экипаж, который находится на посту, согласно судовому расписанию. И, кажется, в любой момент ледокол может выйти в море и начать прокладывать во льдах дорогу.
Действительно, для меня прогулка по «Красину» исполнение какой-то детской мечты о больших экспедициях, полярных исследованиях. Чуть-чуть только прикоснлась к истории изучения Арктики, а столько эмоций.



Каждый может лично посетить ледокол «Красин» — филиал Музея Мирового океана, согласно расписанию на сайте.
Каждый старше 14 лет может попасть в машинное отделение, по предварительной записи и в оговоренное время.





На борту ледокола "Красин" побывала oksa_sun и подготовила репортаж специально для коллективного петербургского блога velkoldin.

Расскажите о ледоколе и музее своим друзьям.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments