Всегда казалось, что ледокол — это что-то невероятно большое, мощное и суровое. Крошить льды — это вам не в офисе сидеть «косынку» собирать.
И вот ходила я все вокруг да около «Красина», что стоит на набережной Лейтенанта Шмидта около Горного института. Но, видимо, ждала соответствующей антуражной погоды. Полетели белые мухи — в тему и о ледоколе поговорить.

«Святогор» строили на английской верфи по проекту первого русского ледокола «Ермак», который разработал океанограф, руководитель двух кругосветных экспедиций, флотоводец, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. При чем тут «Святогор»?
Это первое имя ледокола. Сразу вспоминается русский богатырь. Очень хорошее, звучное имя. Да и портом приписки судна должен был стать порт Архангельск — святой город. Именно это и было зашифровано в имени ледокола.
Немного голых фактов. Кто понимает что к чему — может ознакомиться, кому ничего не ясно — проходите дальше, смотрите картинки.
До перестройки в середине 20 века ледокол выглядел вот так.

Технические данные:
- Длина наибольшая – 98,5 м.
- Ширина наибольшая – 21,6 м.
- Осадка при максимальном водоизмещении – 9,1 м.
- Водоизмещение при полной загрузке углем – 10 620 тонн
- Главная энергетическая установка – паросиловая на твердом топливе.
- Мощность 9 950 л.с.
- Скорость – 15 узлов.
А уже чуть больше чем через год его затопили около Архангельска, чтобы не дать англичанам зайти в город. Да затопили неудачно. Корпус высоко выходил из воды. Англичане быстренько закрыли кингстоны, откачали воду и подняли судно. Временное правительство отдало им новейший ледокол без каких-либо документов. (А я всегда считала, что революцию делали люди либо недалекие, либо западные засланцы. Увы, но разбазаривать флот умели еще давно). И с 1920 года ледокол ходил под английским флагом.
Что интересно, уже в том же году Временное правительство взяло ледокол у англичан в аренду. В русской Арктике был зажат льдами другой отечественный ледокол «Соловей Будумирович» и «Святогор» под руководством Отто Свердрупа (великолепный полярный капитан, командовавший в свое время Фрамом) блестяще провел спасательную операцию. Свердрупа, как впрочем и норвежских исследователей полюсов Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, я очень уважаю. И мне было невероятно приятно узнать, что он какое-то время был капитаном на нашем ледоколе. И вот восхищаюсь я такими людьми, кто настоящий профессионал, и кто в море делает невероятные вещи.
Но вернемся к нашему ледоколу. В ходе переговоров в 1921 году, благодаря усилиям дипломата Леонида Борисовича Красина, судно вернулась в Россию, и с 1927 года стало носить имя дипломата. Там с возвращением ледокола не все так просто. Конечно же англичане за просто так судно не отдали. Россия выплатила огромную сумму за право обладать самым современным и даже опережающим время арктическим судном.

Ледокол успешно участвовал в спасательных операциях. Сначала это была экспедиция Умберто Нобиле, которая на дирижабле «Италия» изучала северные просторы Земли и потерпела катастрофу. Потом «Красин» помогал участников экспедиции затертого во льдах парохода «Челюскин», выводил его из Карского моря. А когда судно второй раз было зажато льдами «Красин» уже не успел. Экспедицию, как мы помним, спасали летчики. Неоднократно ледокол водил суда по СевМор пути из Архангельска в порт Тикси. Доставлял исследовательские арктические экспедиции. А потом был приписан к порту Владивосток. Там-то и находился он, когда началась Вторая мировая война.
По договоренности с союзниками, «Красин» должен был сопровождать полярные конвои, и ушел в американский Балтимор, где его вооружили. Дальше был путь через Атлантику в Исландию, а затем в Мурманск. В составе полярного конвоя PQ 15 (Не путать с несчастным PQ-17) ледокол невредимым пришел в порт назначения.
Было много интересного в истории ледокола. Ходил он как научно-исследовательское судно в высоких широтах. А с 1992 года стал музеем.


Для чего стоит сходить на «Красин»:
Чтобы прочувствовать дух романтики освоения полярных регионов.


Чтобы познакомиться с историями жизни отважных людей и их личными вещами.

Чтобы посмотреть на радиоприемник Эрнста Кренкеля – одного из первых полярников дрейфующей советской станции «Северный полюс»

Чтобы побродить по помещениям и представить, как тут жили исследователи, полярники, моряки.


Чтобы посмотреть на приборы и узнать, как ведется управление судном.



Чтобы подняться в рубку и постоять за штурвалом вглядываясь вдаль, смотреть на приборы и выбирать максимально рациональный маршрут среди льдов…


А еще здесь проходят выставки, тематические лекции и морские-полярные мероприятия.
И еще немного фотографий.




Красин живой и дышит, в отличие от безмолвной «Авроры». Здесь есть капитан, есть экипаж, который находится на посту, согласно судовому расписанию. И, кажется, в любой момент ледокол может выйти в море и начать прокладывать во льдах дорогу.
Действительно, для меня прогулка по «Красину» исполнение какой-то детской мечты о больших экспедициях, полярных исследованиях. Чуть-чуть только прикоснлась к истории изучения Арктики, а столько эмоций.

Каждый может лично посетить ледокол «Красин» — филиал Музея Мирового океана, согласно расписанию на сайте.
Каждый старше 14 лет может попасть в машинное отделение, по предварительной записи и в оговоренное время.


На борту ледокола "Красин" побывала
Расскажите о ледоколе и музее своим друзьям.